Самоанализ опытно - экспериментальной деятельности с детьми средней группы " Волшебница вода." опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему. Экспериментальная деятельность на занятиях по развитию речи Опытно экспериментальная анализ з

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию речи младших школьников

Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.

Примеры детских сочинений экспериментального класса:

Коренной Витя.

«Моя любимая игрушка - тигр. У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится!»

Верник Лиза.

«Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Её зовут Роза. У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть».

Примеры детских сочинений контрольного класса:

Иванова Оля.

«Моя любимая игрушка - попугай Кеша. Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы».

Кудряшева Диана.

«Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка. На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть».

По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные.

Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с работой над сочинением значительно повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся экспериментального класса после формирующего этапа эксперимента вырос - 88%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 94%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. У учащихся контрольного класса после формирующего этапа эксперимента вырос - 65%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 65%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 60%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - 50%.

По итогам эксперимента была разработана методика развития речи при работе с сочинением, в которой были рассмотрены нестандартные виды работ над сочинениями. Эти приемы были апробированы лишь на экспериментальной группе.

По окончании этой работы, был проведен контрольный этап эксперимента на базе и экспериментальной, и контрольной групп.

В эксперименте приняли участие группы в том же количестве. Испытуемым был предложен урок развития речи "Вот и кончилась зима, а весне - начало" в форме миниатюры (см. Приложение 8). В ходе урока учащиеся должны научиться составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений), а также проводилась подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой. Результаты контрольного урока отражены в таблице 3.

Проведя статистическую обработку данных, имеем следующие результаты. В контрольном классе значительных изменений нет. В экспериментальном классе произошли изменения. Результаты стали следующими.

В экспериментальной группе зафиксирован более высокий уровень при написании сочинения, чем в контрольной группе. В контрольной группе абсолютное большинство учащихся так и не умеют отбирать материал в соответствии с темой сочинения.

Учащиеся экспериментальной группы умеют строить описание, раскрывать тему и основную мысль в сочинении, отбирать материал в соответствии с темой и использовать прилагательные в описательном тексте. При этом лишь немногим была оказана помощь. Результаты обучающего эксперимента показали эффективность разработанного в исследовании подхода к развитию речи при работе с сочинением.

Таблица 3

Динамика развития речи младших школьников

Критерии Уровни Экспериментальный класс (2 «а») Контрольный класс (2 «б»)
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Познавательный
Эмоциональный
Деятельностный

2 «а» класс 2 «б» класс

Рис.2. Диаграмма развития первого критерия

2 «а» класс 2 «б» класс

Рис.3. Диаграмма развития второго критерия

2 «а» класс 2 «б» класс

Рис.4. Диаграмма развития третьего критерия

2.3 Выводы по второй главе

Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора. В этой работе рассмотрены проблемы, которые встречаются в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

В работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.

В методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших школьников. При этом наиболее эффективным считается упражнение на редактирование текста, т. к. данные упражнения доступны для учащихся второго класса и их использование наиболее продуктивно для исправления типичных речевых ошибок школьников в письменных творческих работах.


Заключение

Итак, центральное место в обучении младших школьников занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальной школе. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, учащиеся усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. А ведь нам нужно «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников через сочинительную деятельность. Для достижения цели использовала систему работы по подготовке к написанию сочинений. Работала над формированием умения строить в устной форме связные высказывания. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. Основное направление работы во втором классе – это работа над связностью текста. Осуществляли составление текстов - повествования с элементами описания по заданному или коллективно составленному плану; составление текстов – повествования с элементами описания и рассуждения.

Вся работа строилась по принципу постепенного наращивания трудности, с учетом программных требований по развитию речи в последующих классах. Такая система работы позволила ученикам овладеть различными способами изложения мысли, воспитала сознательное отношение к языку и интерес к слову, подготовила к более сложной творческой работе – характеристике героя.


Список литературы

1. Балашова, Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Т.Ю.Балашова Начальная школа. - № 10 – 1998. – с.70-75.

2. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Р., 2002.

3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. 2003. - №4.

4. Васильева, Р. А., Суворова, Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс.// Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова// – М., 1973.

5. Васильева, Р. А., Суворова, Г. Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс.// Р.А.Васильева, Г.Ф.Суворова// – М., 1974.

6. Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н.Васильева //– М., 1990.

7. Головин, Б.Н. Как говорить правильно. //Б.Н.Головин//– М., 1989.

8. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б.Н.Головин//– М., 1991.

9. Гуськов, Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // //Т.В.Гуськов//– Начальная школа. - № 9.- 1981.- с. 23-27.

10. Елисеева, М.Т. Работа над изложением и сочинением.//М.Т.Елисеева //Начальная школа.1991. №5 – с.26.

11. Закожурникова, М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. //М.Л.Закожурникова// – М., 1953.

12. Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Е.М.Катонова// Пачатковая школа. – 2004. - №6. – с.20.

13. Корепина, Л. Ф., Борисенко, Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Л.Ф.Корепина, Ю.Н.Борисенко// Начальная школа. - № 12. – 1997. – с. 30-35.

14. Купров, В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // В.Д.Купров// Начальная школа. - № 2. – 1989. – с. 20–23.

15. Кустарева, В. А., Назарова, Л. К., Рождественский, Н. С. и др. Методика русского языка. // В.А. Кустарева, Л.К. Назарова//- М., 1982.

16. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. // Т.А.Ладыженская//– М., 1991.

17. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность.//А.А.Леонтьев// – М., 1969.

18. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. // М.Р.Львов//– М., 1985.

19. Львов, М.Р. Виды речи. // М.Р.Львов//– 2000. - №5.

20. Латышко, Н. А. По системе Л. В. Занкова //Н.А.Латышко// Начальная школа. - № 10. – 1995. –с. 47-49.

21. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. // М.Р.Львов//– М., 1975.

22. Львова, М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения //М.Е.Львова// Начальная школа. - № 3. – 1984. – с. 32-36.

23. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе. //В.С.Мухина//-М., 1986

24. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/Под ред. Л.А. Венгера. - М.:Просвещение. 1985. - 272 с.

25. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.

26. Немов, Р.С. Психология. //Р.С.Немов// Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. М.: Просвещение, 1995. - 576 с.

27. Нуруллина, Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Н.Н.Нуруллина// Начальная школа. - № 3. – 1998. – с. 80.

28. Побединская, Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению //Л.М.Побединская// Начальная школа. - № 6. – 1987. – с. 23-24.

29. Попова, Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Л.Ф.Попова// Начальная школа. - № 9. – 1998. – с. 50-53.

30. Потурьева, Л. В. Обучение сочинению в начальных классах //Л.В.Потурьева// Начальная школа. - № 2. – 1988. – с. 30-35.

31. Программа 12-летней общеобразовательной школы с русским языком обучения.- М., 2004.

32. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. //Ж.Пиаже// - М., 1969.

33. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

34. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н. Поддъякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985. - 200 с.

35. Рализаева, Т. Г., Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – //Т.Г.Рализаева, М.Р.Львов// - М., 1979.

36. Розенберг, Л. А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников //Л.А.Розенберг// Начальная школа. - № 2 – 1995.

37. Романовская, З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // З.И.Романовская// Начальная школа. - № 8. – 1994. – с. 50-55.

38. Романовская, З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова//З.И.Романовская//Начальная школа. - 1994. - №8.

39. Руководящие документы РБ (образовательные стандарты) Министерство образования РБ. – М., 1999.

40. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. //В.А.Синицын// Начальная школа. – 2003. - №2. – с.10.

41. Тикунова, Л.И., Канакина, В.П. Сборник диктантов и творческих работ. //Л.И.Тикунова, В.П.Канакина//– М., 1992.

42. Уидзенкова, А.К., Сагирова, О.С. Русский с увлечением. //А.К.Уидзенкова, О.С.Сагирова//– Е., 1997.

43. Харченко, О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением. //О.О.Харченко//Начальная школа. - 2002.- №1. – с.18.

44. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 1981.

45. Черноусова, Н. С. Сочинения в начальных классах. //Н.С.Черноусова//– М., 1976, 1986.


Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. На начальной ступени школы все сочинения носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится. Во 2-3 классах за обучающие сочинения выставляется одна отметка – за содержание. В 4 классе оценки выставляются за содержание и грамматику. В журнал оценки выставляются через дробь.

Таблица проведения сочинений по четвертям

Классы Обучающие сочинения Контрольное сочинение
1четверть 2четверть 3четверть 4четверть
2 2 2 3 3 -
3 3 3 4 4 -
4 3 3 4 3 1

Нормы оценки за сочинения

Оценка «5» ставится за последовательное и логически оправданное раскрытие темы, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.

Оценка «4» тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мысли, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых неточностей в содержании и построении текста.

Оценка «3» ставится за отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мысли, построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо не более пяти речевых неточностей в содержании и построении текста.

Оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, нарушение последовательности изложения мысли, отсутствие между частями текста, бедность словаря. В работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

Оценка «5» отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно - два исправления.

Оценка «4» не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно - два исправления.

Оценка «3» три-пять орфографических и одна - две пунктуационные ошибки, одно – два исправления.

Оценка «2» шесть и более орфографических и три-четыре пунктуационных ошибки, три-четыре исправления.


Приложение 2

Конспект урока. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.

Ход урока.

1. Наблюдение над особенностями описательного текста. На доске: Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения мне подарили зайчика. Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать. Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!

О чём вы узнали из этого текста?

Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?

На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).

Как называется такой текст? (Описание).

Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?

Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?

Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор первого- ученица 2 класса.

«На восьмое марта мне подарили леопарда. Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий. Он очень мне нравится».

Второе описание я взяла из произведения В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»: «Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

Какова же роль описаний в тексте?

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.

Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)

Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).

4. Обсуждение структуры текста.

С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).

О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…). -Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что...», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка»...).

5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.

6. Сочинение.

7. Проверка.

Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.

Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.

Проверь, грамотно ли написано сочинение.


Приложение 3

Конспект урока

Сочинение-описание «Моё домашнее животное».

Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста, формирование умения отличать описание предмета от других видов текста. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.

Задание на дом перед уроком: Нарисуйте своё домашнее животное так, чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.

Ход урока.


Школ с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области в количестве 30 человек. Изучение роли межпредметных связей уроков русского языка с другими учебными предметами в начальной школе в развитии письменной речи младшего школьника потребовало экспериментального обоснования и проверки эффективности данного предположения. Опытно-экспериментальная работа включала...

... – у 16 ребят, низкий – у двоих. Хуже всего у детей развито умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. Остальные умения сформированы частично. 3.2 Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи В формирующем эксперименте приняли участие 22 ученика 4 «а» класса. Для проведения...




Половину, а потом – все остальное. 3. Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком. Так как в нашем проекте речь идет о способах развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения, то целесообразно было бы перейти к рассмотрению основных способов развития образной памяти учеников начальной школы на уроках чтения. Методисты Адамович...

Марина Афанасьева
Анализ речевого занятия проведенного не правильно

Анализ речевого занятия

(проведенного не правильно)

Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет

Цели занятия нет.

По ФГОС ДО задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. Задачи соответствуют Ушаковой С. О. «Развитие речи».

1. Продолжать учить четко и правильно произносить звук «Л».

Игра – чистоговорка «Ла-ла-ла как-то Мила пол мела» Задача не решена! (не правильно подобрана игра)

2. Продолжать учить выделять звук на слух.

Воспитатель сама отвечает за ребенка. Задача не решена!

3. Учить определять первый звук в слове.

Игра «Звук» без четких указаний взрослого (с какого звука начинается слово, а слова это предметы на столе). Задание не по возрасту!

4. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе-дальше, впереди-сзади).

5. Продолжать учить составлять описание предметов.

В ходе образовательной деятельности описательных рассказов не получилось ни одного. Задача не решена!

6. Развитие логического мышления через отгадывание загадок.

Загадки дети отгадали

Структура занятия.

Вводная часть занятия необходима для создания благоприятной эмоциональной атмосферы, для переключения внимания на НОД и активной познавательно-игровой деятельности детей.

Организационно-мотивационный этап полностью отсутствует:

Организация детей: «Ребята, берем стулья, ставим полукругом»;

Нет мотивации детей на предстоящую деятельность;

Нет сюрпризного момента (герой или волшебный предмет);

Нет проблемной ситуации, которую дети должны решить.

Не понятно, по какой теме будут работать дети, и о чем они буду разговаривать на образовательной деятельности.

Предложение. Для организации и привлечения внимания можно использовать:

Шумовые предметы (колокольчик, бубен, свисток, музыку, использовать кричалку-зазывалку;

Сюрпризный момент - появление волшебного предмета или героя;

Начать занятие с интриги: например, (у меня для вас что-то есть интересное) или загадки (угадайте, что я вам приготовила).

Для создания мотивации можно использовать проблемную ситуацию.

Основная часть. Воспитатель посадил детей на стулья и задал детям вопрос: «Давайте вспомним, какие помощники у нас дома есть?» Вопрос не точный, так как не понятно, про каких помощников спрашивал воспитатель.

В ходе НОД воспитатель использовал следующие методы и приёмы: вопросы, загадки, игру на артикуляцию, игру «Ближе-дальше», «Назови первый звук», «Что стоит первым», повторение чистоговорки, но нет взаимосвязи одной игры с другой. Игровые задания не продуманы и без четких указаний взрослого. Присутствует только групповая работа - хоровые ответы. Индивидуальная работа с детьми отсутствует.

Всю образовательную деятельность дети сидели на стульях полукругом, один раз проводилась динамическая пауза. На протяжении всего занятия наглядный материал – это одни и те же игрушки, с которыми воспитатель проводит игры на столе, переставляя их местами.

Поставленная задача «Продолжать учить составлять описание предметов» не решена, т. к. воспитатель сам описывает игрушки.

В ходе занятия не была использована смена видов деятельности, не использованы приемы на поддержания интереса у детей, поэтому дети отвлекались и разговаривали, что говорит о том, что детям было не интересно.

Предложение. Вопросы выстраивать более четко и понятно. Например: «Ребята, дома у каждого из нас есть помощники. Это такие приборы и предметы, которые помогают людям в жизни. Например, к помощникам можно отнести электроприборы. Какие электроприборы вы знаете?»

Уделять внимание самостоятельной работе детей с уточняющим вопросом: «Почему ты выбрал этот предмет?»

При составлении описательного рассказа по игрушке сначала дать образец рассказывания, а затем спрашивать детей.

Использовать:

Игровые методы и приемы для поддержания мотивации и интереса детей;

Чередование разных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре.

Итог (рефлексия) образовательной деятельности необходим для закрепления знаний детей, которые они получили в ходе образовательной деятельности и для создания радостное настроение от проделанной работы.

В представленной образовательной деятельности рефлексия отсутствует.

Предложение. Необходимо задавать вопросы:

Ребята, что вы сегодня делали на занятии? Зачем вы это делали?

А для чего вам это нужно было? Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?

Что вам понравилось больше всего? Почему?

Что вам было трудно сделать? Почему?

Использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сегодня описывали игрушку, а вот Максим и Олег отвечали на вопрос одним словом. Но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и составят описательный рассказ по игрушке».

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они не проявляли познавательную активность, были не заинтересованы, не внимательны, не организованы. Детям не предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.

Анализируя деятельность воспитателя, выявлено следующее:

Воспитатель не привлек внимание детей к теме занятия и не удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

Речь воспитателя была не ясной и не эмоциональной;

Педагог не побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;

Воспитатель не помогал детям контролировать поведение во время занятия.

Длительность занятия 27 мин, что не соответствует нормам Сан ПИНа

Вывод. Воспитатель не владеет методикой проведения речевого занятия.

Ход образовательной деятельности выстроен не правильно. Структура занятия полностью отсутствует! Поставленные задачи не решены, так как дети воспитателя не слушали, отвлекались, разговаривали, были не заинтересованы. Воспитатель давал не четкие указания и не добивался ответа на поставленный вопрос.

Ошибка воспитателя: не готовность к образовательной деятельности, не правильно подобран наглядный материал (нет разнообразия, не смогла заинтересовать детей.

1. Ознакомиться с методикой проведения речевого занятия.

2. К проведению образовательной деятельности своевременно готовиться, подходить ответственно, используя творческий подход и выдумку. При разработке конспекта не забывать, что план занятия из методической литературы с конкретными задачами и целями всегда можно дополнить и разнообразить, используя средства ИКТ или просто интересную идею, игровую ситуацию.

3. Задавать вопросы, объяснять задание, давать указания детям четко, ясно, доступным языком и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос. Подбирать и применять на занятии разнообразный наглядный материал.

4. В конспекте должно прослеживаться наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия, что способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии. Постоянно стимулировать и активизировать деятельности детей, чередуя психическую и физическую активности детей.

Публикации по теме:

Цель: формирование у детей умений и навыков безошибочного употребления звука [Р] во всех ситуациях общения Задачи: 1. Упражнять детей в.

Дети играют с удовльствием, а главное с пользой. Забей гол» Кто же забьёт в ворота мяч? А тот кто сможет правильно и длительно подуть на.

Конспект интегрированного занятия по ПДД для подготовительной к школе группы «Переходи дорогу правильно» Конспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группы Ознакомление с окружающим + Информатика Тема: Переходи дорогу правильно.

Конспект занятия по формированию КГН во второй младшей группе «Моем ручки правильно» Конспект занятия по формированию КГН во второй младшей группе «Моем ручки правильно» Конспект занятия по формированию КГН 2-я младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Мы играем правильно, и друзей научим» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема: «Мы играем правильно, и друзей научим»Цель: способствовать формированию.

Методический анализ занятия «Цветок желаний» Тема урока: «Цветок желаний» 1. Цель и проблемная ситуация: превратить обычный цветок в цветок желаний. 2. Проблемная ситуация: коллективное.

Презентация познавательного-речевого проекта «Учимся говорить правильно» Проект «Учимся говорить правильно» Тип проекта: познавательно- речевой. Участники проекта: дети – родители - воспитатели Цель проекта:.

Сценарий развлечения, проведенного совместно с родителями для детей старшей группы «Здравствуй, Масленица!» Конспект совместного с родителями развлечения “Здравствуй, Масленица” для детей старшей группы Атрибуты: детские народные костюмы, нарядные.

Самоанализ занятия, проведенного в средней группе «Айболит в гостях у детей» Самоанализ занятия, проведенного в средней группе Савкиной Олесей Викторовной. Тема: «Айболит в гостях у детей». Цель: продолжать работу.

Сценарий праздника, проведенного совместно с родителями посвященного 23 февраля Звучит военный марш, в зал входят дети с папами. Группа поделена на две команды. Команды строятся в две шеренги друг против друга (ребёнок.

Библиотека изображений:

Самоанализ

Опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней

Группы на тему: "Волшебница вода."

Воспитатель МКДОУ " Шварцевский д/с"

Кирова Надежда Николаевна.

Цель НОД - формировать у детей интерес к занятиям, активизировать умственные способности, логическое мышление, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные: познакомить со значением воды для всего живого

(вода - источник жизни), закрепить свойства воды, представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот, превращении воды в пар, о круговороте воды в природе.

Развивающие : способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас за счёт слов, обозначающих свойства воды.

Воспитательные : прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях.

НОД проводила во время, отведённое в режиме дня, присутствовало 10 человек. Дети умеют слышать и слушать воспитателя, они легко идут на контакт с воспитателем, у детей сформированы навыки образовательной деятельности. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы. Составляя конспект, я прежде всего учитывала возрастные, психологические индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме опытно - исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: " Речевое развитие", " Познавательное развитие", " Социально - коммуникативное".

Построение НОД позволило провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД - 20 минут, что соответствует нормам СаНПиН.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляют познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Дети были заинтересованы, внимательны, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Дети сами находили ответ на предлагаемые вопросы (задания), делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД способствовала предварительная работа (дети использовали имеющиеся знания и умения), проводимая в группе, а именно: это постоянные наблюдения на прогулке в разное время года за дождём, снегом, наблюдение за тем, как при активном

солнечном свете после дождя идёт испарение (пар над землёй), проведение опытов с водой, снегом, рассматривание снежинок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Взаимосвязь элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания по сложности, были доступны детям. Это способствовало решению поставленных задач. Дети радовались, удивлялись, восхищались, и это давало возможность развитию своей положительной самооценки: " У меня получилось!, " Я знаю." Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Специфика работы с детьми отражалась в личностно- ориентированном подходе к обучению, выразившийся в исполнении заданий разного уровня сложности с учётом уровня знаний, и" зоны ближайшего развития" каждого ребёнка. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи детям, затрудняющимся при выполнении опытов, напоминания, дополнительные объяснения. Детей постоянно хвалила, подбадривала, чтобы закрепить у них уверенность в своих действиях. Чтобы предотвратить утомляемость, меняла виды деятельности (опыты, экспериментирование, отгадывание загадок, динамическая пауза.)

В ходе НОД использовала компьютерную презентацию (загадки о состояниях воды)

На занятии использовала разнообразные материалы: наглядные пособия(глобус), пособия для опытов. Пособия были подобраны на доступном для детей уровне. Использовала наглядные, словесные и практические методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых, двигательных умений и навыков, их совершенствование, на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Дети проявляли любознательность, интересовались причинно- следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Владеют устной речью (кроме 3х детей), могут выражать свои мысли и желания, используя речь. Программные задачи были решены.

В заключительной части подводила итог деятельности. Детям для оценки их заинтересованности во время НОД предложила использовать карточки (если было интересно- солнышко, а если не интересно - солнышко с тучей.)


Большой раздел устного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе мы старались его придерживаться и даже организовали календарно-обрядовый праздник «Осенины», (Приложение 6). Кроме того, провели серию занятий познавательного цикла, где решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание первоклассников на жанровые и языковые особенности:

1. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве);

2. «В гости к хозяюшке» (знакомство с загадками);

3. «Баю, баю, баю, бай! Поскорее засыпай». (Приложение 7).

На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовалась пословица: «Делу - время, потехе - час», настраивающей детей на последующую работу.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

Во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

В-третьих, активного включения детей;

В-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику речевых умений по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Таблицу 3.

Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень речевых умений и по показателям обогнали контрольную группу. Так, в экспериментальной группе по завершении исследования один ребенок получил высший балл (не было ни одного), средний балл - семеро детей (было шестеро), детей с низкой оценкой - трое (было четверо). В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. Полученные результаты занесены в аналитическую Таблицу 5, где сравниваются данные в начале эксперимента и после его завершения.

Отвечая на вопросы диагностики, дети экспериментальной группы смогли дать анализ значения пословицы. Так, о пословице «Труд кормит, а лень портит» ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится, того уважают»; «Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить не честно»; «За труд ему платят деньги»; «Лень портит человека». Разбирая смысл пословицы «Май - холодный, год - хлеборобный», дети отвечают: «Большой урожай будет».

Также много называли других малых форм фольклора, смогли составить небольшие рассказы по пословицам. Например, на пословицу «Как аукнется, так и откликнется» Ваня К. составил такой рассказ: «Мы нашли чужого щенка и взяли себе, а хозяин щенка ищет его и плачет. Но у нас же есть щенок, и кто-то может взять его, и тогда мы будем плакать». Мы видим, что ребенок составил рассказ из сложных предложений, построив их в грамматически правильной форме.

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать процентов.

Таблица 3. Результаты диагностики речевых умений детей (контрольный срез)

Имя ребенка

Номер задания

контрольная

1. Заира Д.

2. Магомед К.

3. Тимур К.

4. Мадина Н.

5. Зайнаб М.

6. Динара К.

7. Сабина Т.

8. Шуана М.

10. Камал Б.

Ср. арифм.

экспериментальная

1. Айшат А.

2. Ислам К.

3. Джамал С.

5. Эльмира Б.

6. Камиль В.

7. Муслим К.

8. Наида М.

9. Саида Ш.

10. Азамат А.

Ср. арифм.

Таблица 4. Уровни развития речевых умений детей (контрольный срез)

Таблица 5. Уровни развития речевых умений детей на начальном и конечном этапах эксперимента

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.

У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень речевого развития первоклассников повышается, если:

Педагоги будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

Будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных уроках по развитию речи;

Малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи, подтвердилась.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание занятия, его цель:

  1. Учить детей самостоятельно обследовать предметы, используя различные способы: сравнивать, группировать, классифицировать.
  2. Продолжать знакомить со свойствами и качеством предметов.
  3. Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жизни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать интересоваться «всем на свете».

Материал, необходимый к занятию:

  • декоративные гвоздики,
  • магниты,
  • шляпы для детей,
  • салфетки,
  • трубочки,
  • баночки,
  • горох,
  • бумага.

Предварительная работа перед занятием:

  • беседа по технике безопасности – работа с гвоздями,
  • беседа по теме: «Магнит» (для чего он предназначен, для каких целей используется).

Методические приемы на занятии: беседа, наблюдение, проведение экспериментов-опытов, развитие исследовательской деятельности (ощупывание предмета, обследование предмета).

Ход занятия

Звучит песня «Здравствуй» по программе М.Л. Лазарева «Здравствуй»

– Здравствуйте, девочки!

– Здравствуйте, мальчики!

– Здравствуйте, взрослые!

– Здравствуйте, все!

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок. Вспомните, каких волшебников, вы знаете?

Дети: Хотабыч, Фея, Баба-яга.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать волшебниками?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, а что у меня в руках? Это цветик-семицветик. Какой он?

Дети: Красивый, большой, яркий…

Воспитатель: Этот цветок «Цветик-семицветик» и поможет нам открыть тайны волшебства. (воспитатель раскручивает цветок и отрывает лепесток)

– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!

– Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!

Воспитатель: Итак, ребята, первое задание. Дети, давайте оденем эти шляпы и превратимся в волшебников. (дети одевают на себя шляпу, воспитатель помогает им)

– Ребята, я тоже одену шляпу и вместе с вами стану волшебницей. Теперь все садитесь за свои места, за столы.

Воспитатель:

– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!

– Следующее задание называется «Танец горошин». Ребята, давайте научим горох плавать и выполнять разные движения, как в цирке. Опустите горошины в баночку с водой, и трубочкой подуйте на них. Сначала слабо, а потом с большей силой. Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее?. (дети выполняют задание, после задания делают вывод)

Дети: Потому что мы сильно дуем, потому что мы большие, у нас много силы.

Вывод: Когда дуешь слабо, горошины плавают медленно, а когда дуешь сильно, они плавают быстро. Это зависит от силы нашего дыхания.

Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток.)

– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!

– Итак, третье задание «Плавающая бумага». Сейчас мы проведем опыт-эксперимент с бумагой. Помнем кусочки бумаги и бросим в воду. Потом увидим, что произойдет с бумагой. (дети берут готовые куски бумаги, мнут ее и бросают в воду)

– Ребята, что произошло с бумагой?

Дети: Она не тонет, она плавает.

Воспитатель: Правильно, она плавает. А почему она плавает? Потому что она легкая.

Воспитатель:

– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!

– Ребята, четвертое задание – это физминутка.

ФИЗМИНУТКА:

Раз рука, два рука –
Лепим мы снеговика,
Три, четыре, три, четыре –
Нарисуем рот по шире,
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз,
Шесть – наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Семь и восемь, семь и восемь –
Мы сплясать его попросим,
Девять-десять – снеговик
Через голову кувырк – Ну и цирк!

(Физминутку делаем 2 раза.)

Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток.)

– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!

– Сейчас мы выполним пятое задание. Называется задание: «Гвоздики и волшебные магниты.» (Здесь обязательно воспитатель дает инструкцию по работе с гвоздями – работаем очень аккуратно и осторожно.) Сначала давайте рассмотрим гвозди. (дети рассматривают их, какие они) Дети, посмотрите на этот предмет. Как он называется? (гвоздь) А какой он? (большой, острый, тяжелый).

Затем воспитатель показывает магнит. (Знакомство с магнитом)

Воспитатель: А вот этот предмет называется магнит, это камень, который притягивает железные предметы. Давайте теперь поиграем с магнитом и гвоздиком. Попробуйте приблизить гвоздик к магниту. Что получилось?

Дети: Гвоздик прилип к магниту.

Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железный предмет – гвоздь. А теперь попробуйте опустить гвоздь в воду, вытащит ли магнит гвоздь из воды? (дети проделывают этот опыт)

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод: магнит – это чудодейственный предмет, который может притянуть к себе железные предметы.

Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток)

– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!

– А теперь поиграем в игру: «Волшебный мячик» – это наше шестое задание.

(Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, задача детей встать в круг, и передавая мяч, нужно назвать друг друга ласковыми именами.)(дети играют 2 раза)

Воспитатель: (раскручивает цветок и отрывает лепесток)

– Лети, лети, лепесток,
Через север на восток,
Через запад, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься, ты, земли,
Быть по-моему, вели!

Воспитатель: Вели, чтоб, мы оказались в детском саду. (дети снимают шляпы и поют песню «Детский сад»)

(После песни воспитатель вместе с детьми делают анализ занятия, воспитатель отмечает активных волшебников и награждает их цветиком-семицветиком.)