Роль природы в формировании человеческой личности. Роль природы в жизни человека и общества. Научные проблемы охраны природы

Воронин Сергей Алексеевич – советский прозаик. Он в своих произведениях касался важных проблем человечества. В данном тексте Воронин размышляет над серьезной экологической проблемой роли природы в жизни человека.

Эта проблема актуальна всегда, так как человек является частью природы и поэтому она играет важную роль в его жизни. Автор рассматривает проблему на примере березы.

Он убежден, что у этого дерева есть своя жизнь, свои чувства и переживания. Как сменяются времена года, так и береза сменяет свой внешний облик, свое настроение. Автор думает: «Я гляну на нее, и странные мысли приходят мне в голову. У нее, конечно же, должна быть своя жизнь». Воронин жалеет, что у него только пять чувств и что он не может познать природу по – настоящему. Мы видим, как рассказчик сочувствует березе, в которую вонзили желобок для того, чтобы собрать ее сок. Автор размышляет: «Сколько же он (сосед) пробил капилляров, если так обильно льет сок?.. Может она стонала? Может, боялась за свою жизнь?». Своими переживаниями Сергей Алексеевич показал глубинную связь человека с природой, то как процессы, происходящие в природе, находят свое отражение в мыслях своего созерцателя.

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу, что природа играет по – настоящему важную роль в жизни человека. Он, находясь один на один с ней, начинает чувствовать каждую ее клеточку, пытается осмыслить, что природа может открыть ему удивительный мир, а также залечить душевные раны.

Подтверждение моей мысли и мысли автора можно найти в романе – эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наташа Ростова настолько восхищена красотой ночи в Отрадном, что ей, не сидится на месте. Она не может заснуть и делится впечатлениями с Соней. Чувства переполняют ее так, что даже Андрей Болконский, случайно подслушав разговор Наташи с Соней, возрождается к жизни. На примере Наташи Ростовой мы видим, какую эйфорию испытывает созерцатель природы.

Схожая мысль звучит и в романе Ивана Сергеевича Тургенева « Отцы и дети». Герой романа, Аркадий Кирсанов восхищается красотой природы, ее целебной силой. Общение с ней помогает Кирсанову залечить свои душевные раны, приобрести успокоение и внутреннее равновесие, переоценить свое отношение к нигилизму.

Итак, природа действительно влияет очень сильно на человека. Она помогает ему справится с душевной болью, позволяет не потерять связь с миром. Природа и человек – неразделимы, они нуждаются друг в друге…

Тема: «Природа, общество, человек, культура, как формы бытия»

1. Роль природы в жизни общества.

2. Учение о ноосфере.

3. Культура как «вторая природа».

Роль природы в жизни общества

Природа – это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа – это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.



Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания.

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества - от микромира до макро- и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма - Ж.Ж.Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой - залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш.Монтескье, А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш.Монтескье утверждал, что климат, почвы" и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что "народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши". По его мнению, климат и географическая среда определяют "характер ума и страсти сердца", что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

Таким образом, роль природы заключаются в следующем:

1. Природа - это прежде всего среда жизни.

2. Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ.

3. Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний.

4. Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение.

5. Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

Учение о ноосфере

Учение о ноосфере объединяет в себе множество парадигм из, казалось бы, имеющих мало общего дисциплин: философии, экономики, геологии. В чем уникальность этой концепции?

О том, что такое ноосфера, впервые поведал миру в своих публикациях французский ученый-математик Эдуард Леруа в 1927 году. За несколько лет до этого он прослушал несколько лекций выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, касающихся проблем в области геохимии (а также биогеохимии).

Ноосфера – это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей. Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Поэтому ноосфера – это все же результат эволюции, происходящей по следующей цепочке: развитие планеты – биосфера – появление человека - и, наконец, возникновение ноосферы. В то же время в концепциях В. И. Вернадского, как считают исследователи, нет четкого ответа на вопрос: "Ноосфера уже есть, или ей только предстоит появиться?" Ученый вместе с тем предположил, что во времена, когда станет взрослой его внучка, человеческий разум, его творческое начало, вероятнее всего, расцветут и раскроют себя в полной мере. И это может стать косвенным признаком появления ноосферы.

Учение Вернадского о ноосфере, как считают ученые, было связано как раз с тем участком «эволюции», когда биосфера превращается в ноосферу. Владимир Иванович в своей книге «Научная мысль как планетарное явление» пишет, что переход из биосферы в ноосферу возможен, когда на этот процесс влияет научная мысль.

Кроме того, отмечают исследователи, Вернадский выделил несколько условий появления ноосферы. Среди таковых, например, полное заселение планеты людьми (и в этом случае места для биосферы попросту не останется). Также это совершенствование средств коммуникации и информационного обмена между людьми из разных частей планеты (и это благодаря интернету уже есть). Ноосфера может возникнуть, когда геология Земли будет в большей степени зависеть от человека, чем от природы. Концепции ученых-последователей Ученые различных областей, познав учение Вернадского и его единомышленников о том, что такое ноосфера, создали несколько концепций, развивающих исходные постулаты русского исследователя. По мнению А. Д. Урсула, например, ноосфера – это система, где нравственный разум, ценности, связанные с интеллектом, гуманизм будут являть себя в первоочередном порядке. В ноосфере по Урсулу человечество живет в гармонии с природой, в режиме совместного участия в эволюционных процессах.

Если учение Вернадского о ноосфере подразумевает преимущественное исчезновение биосферы, то, как отмечают современные исследователи, концепции авторов сегодняшнего дня содержат тезисы о том, что ноосфера и биосфера, скорее всего, будут существовать одновременно. Одним из возможных критериев наличия ноосферы - по версии современных ученых - может быть достижение предела развития человека, максимального уровня совершенствования социально-экономических институтов. Присутствует императив высших нравственных и культурных ценностей.

Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом). Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным. Появляется среда, где значительную роль играет техника.

Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера – сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир. Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них – высокая степень критичности. Следом – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи. Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходит в рамках так называемого ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.

Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление, как полагают создатели данной концепции, привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед.

В трактате «Феномен человека» французский ученый Пьер Тейяр де Шарден выдвинул несколько философских концепций, затрагивающих такое явление, как ноосфера. Кратко обрисовать их можно так: человек стал не просто объектом эволюции, но и ее двигателем. Согласно концепциям ученого, главный источник разума – это рефлексия, способность человека познавать себя. Теорию Тейяра де Шардена и концепцию Вернадского объединяет гипотеза о появлении человека. Оба ученых считают, что люди стали особенными и отличающимися от других живых существ по причине осознания себя личностями. Принципиальное отличие понимания ноосферы по версии Тейяра Де Шардена состоит в том, что он оперирует такими категориями, как «сверхчеловек» и «космос».

Учение Вернадского о ноосфере очень серьезно повлияло на осмысление цивилизационных процессов в среде исследователей самого разного профиля. Зная, что такое ноосфера (или по крайней мере приближая себя к пониманию этого явления), современные ученые получают в распоряжение ценный инструмент, позволяющий конструировать модели развития планеты в будущем. Примерно так, как это удалось Вернадскому, фактически предсказавшему появление интернета и некоторых социально-экономических достижений. Концепции о ноосфере начала 20 века дают современным ученым ключ к пониманию эволюции. Самые первые признаки, свидетельствующие о возможном появлении ноосферы, были на Земле уже во времена палеолита и мезолита. С тех пор активность человека, связанная с влиянием на биосферу, только возрастала. Мощным импульсом трансформации биосферы к ноосфере стала промышленная революция в 19 веке, сегодня не менее влиятельным фактором является интернет. Вполне возможно, что человечество ждут еще более совершенные средства связи и технологии.

Основная идея темы: Природа - это вечное и естественное условие существования человека и общества

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» Ф.И.Тютчев

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

Понятие природы, ее роль в жизни человека || и общества

В социальной философии под природой принято понимать непос­редственно окружающий нас материальный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм проявлений и выступающий в качестве естественного условия существования человека и общества. Природа - это не-общество, нечто несоциальное, к чему еще не при­тронулась рука деятельного человека. Вышедший когда-то из природ­ного ("дикого") мира, человек своей судьбой оказался быть обречен­ным на присутствие и существование в нем. И.Гете так писал об этом: «"Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глуб­же в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не вы­падем из рук ее". Все люди, подчеркивал немецкий мыслитель, нахо­дятся внутри ее, а она пребывает в каждом из нас.

Природный мир представляет собой тесное единство живого ("те­кучего") и неживого ("застывшего"), органического и неорганическо­го. В социальной философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие биосферы. Под ней понимают "мир живого", ко­торый является тонкой, хотя и предельно насыщенной и многообраз­ной оболочкой нашей планеты. Биосфера зародилась примерно 3-4 миллиарда лет назад и представляет собой процессы, связанные с су­ществованием белковых тел, носителей жизни как уникального явле­ния Космоса. Жизнь - это специфический способ бытия материаль­ного мира, существование органических тел на Земле. Для всего жи­вого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размно­жение, наследственность, борьба организмов между собой и естествен­ный отбор наиболее приспособленных к существованию, способность создавать порядок из хаоса. Большой вклада изучение биосферы вне­сли Ж.Ламарк и Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие уче­ные. Жизнь - это постоянное обновление мира посредством неиз­бежной смерти, ухода в небытие. Дело в том, что смерть в природе уступает дорогу для новой жизни, и тем самым как бы "оправдывает" себя, свое "право" на существование.

Для характеристики природной среды как сложной динамичес­кой системы, с которой человек непосредственно соприкасается и вза­имодействует, в науках применяются и другие понятия. Так, под гео­графической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность человека и активно исполь­зуется им в своих целях. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные ком­поненты биосферы.

В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, кото­рые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнооб­разные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.

В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тон­чайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера --. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступе­нью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геоло­гической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера являет собой убедитель­ное подтверждение уникальности и величия человека, его колоссаль­ных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и антропосфера, т.е. это - очеловеченный мир, среда его повседневного существования.

В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово "экология". Но, к сожалению, в него нередко вкладывают со­вершенно неприемлемый смысл: "экология духа", "плохая экология", "борьба за экологию" и т.п. Между тем, в строгом смысле слова эко­логия - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения жи­вых организмов (включая и человека) со средой своего обитания (гре­ческое слово "ойкос" означает "дом"). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно ок­ружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Что же касается социальной экологии, то она исследует от­ношения в системе "общество-природа" и в настоящее время стано­вится все более актуальным и перспективным направлением научно­го познания.

Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа - это наша мать ("рождающее начало"). Уже в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь и эфир), из которых якобы произошел и состоит мир. Породив человеческий род в ходе своей эволюции, при­рода присутствует в каждом из нас в качестве биологической состав­ляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой все­гда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне. Подчеркивая это, К.Маркс писал: "При­рода есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет при­родой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек дол­жен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть". Человек - органическая часть природы, и этот тезис является "аль­фой" и "омегой" современной философии и науки.

Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые-все это в итоге получе­но человеком из природы. В этом смысле она представляет собой ги­гантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности че­ловека. Природа является также и важнейшим источником физичес­кого здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человечес­кого рода, лишение возможности существования для грядущих поко­лений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влия­ние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.

В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа - это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы не­изменно присутствует в художественной литературе, в живописи и дру­гих видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, не­жность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Обобщая, можно сказать, что природа -это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Дамам для человеческого рода, величайшей и непре­ходящей ценностью материального и духовного порядка.

Раскрывая историю взаимоотношений между обществом и при­родой, подчеркнем, что эти отношения (взаимодействия) в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности. Покажем это на следующих исторических иллюстрациях и примерах.

Собирателъская (присваивающая) цивилизация была самым ран-ним периодом в истории человека, когда он не столько изменял при­роду, сколько приспосабливался к ней, к ее стихиям и капризам. Сле­ды его деятельности в то время были практически незаметны и носи­ли локальный (ограниченный по масштабу) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек смог обрести первую власть над силами при­роды. Он сумел создать простейшие орудия труда (каменный топор, лук, копье и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она была предметом обожествления и ри­туального поклонения в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа еще во многом представлялась человеку как внешняя и слепая сила. Кос-моцентризм, как мировоззрение Древнего мира, требовал от человека жить "по Логосу"*, т.е. в согласии и гармонии с природой. Счита­лось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие и скотоводство, тор­говля и ремесло как специальные виды занятий. Формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противо­поставляли его окружающей природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство уже провозгласило человека "царем" и "владыкой" на планете. Ему пору­чалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающи­мися и прочими животными, которые населяют планету.

Промышленная (индустриальная) цивилизация в основном завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противо­поставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека, как "венца" природы, на осо-бость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициоз­ных устремлений и проектов (в том числе и социального характера). Природа постепенно стала рассматриваться, прежде всего, как гигант­ская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы якобы не следует ожи­дать милостей, и поэтому ее надлежит подвергать настойчивому штур­му. Тем самым формировалась своеобразная психология покорения при­роды, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко - любым путем. В итоге сложился "системно-преобразовательный" тип природопользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды.

К середине XX столетия человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив ее в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчета. К такой ситуации привело бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также и сама психология "пользования" природой. Позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему, говоря сло­вами Ф.М.Достоевского, якобы "все дозволено". Между Человеком и Природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть. Природа же, со своей стороны, "отомстила" человеку, который престу­пил рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной ци­вилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных и иных вооруже­ний, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Челове­ка, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном со­знании, включая и философию.

Таким образом, история взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о наличии отчетливой тенденции -нарас­тающей экспансии (вторжении) человека в природную среду. В этом состоит одно из проявлений "богоборчества"" - стремления человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обрете­нию тотальной (всеобъемлющей) власти над природой.

Роль природы в жизни людей трудно переоценить: она имеет для нас как материальное, так и духовное значение. Многие люди даже не задумываются над тем, что их жилище - это чистой воды экологическая система: мать-природа дает человеку жилье, одежду, пищу и т. д. Вот оно - ее материальное значение. Но помнит ли кто-нибудь, что на природу можно посмотреть и творчески?

Что такое экосистема?

Экосистемой (экологическая система) принято называть биосистему, которая целиком и полностью состоит из:

  • сообщества живых организмов;
  • их среды обитания;
  • их взаимного обмена веществами и энергией.

Типичный пример экосистемы - пруд. Это природное сообщество с обитающими в нем рыбами, микроорганизмами, растениями и Какая роль природы в жизни человека? Огромнейшая! Природа напрямую влияет на нас в той или иной области. Мы должны быть признательны ей, поскольку без экосистемы, созданной природой, не было бы и нашей с вами жизни.

Условия обитания человека в природе

Наше природное сообщество зиждется на нескольких условиях. Для нормального существования людям требуется поддерживать в своей экосистеме определенные условия:

  • температура воздуха должна быть в пределах 20-25 градусов;
  • необходимо определенное освещение жилого помещения;
  • требуются необходимая влажность, и т. д.

Кроме того, люди нуждаются в питье, при этом вода может быть не любой, а только пригодной для употребления. Все это - факторы, без которых мы не сможем прожить. Обеспечивает нас всем этим, безусловно, искусственная экологическая система. Но давайте поговорим именно о естественной природе, т. е. о естественной экосистеме, в которой мы, как живые организмы, обитаем.

Понятие природы

Ее роль в жизни человека и общества - безгранична! Природа - это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа - это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.

У матушки-природы есть и свои законы, которым вынуждено подчиняться абсолютно все во Вселенной, в том числе и человек. Кстати, именно поэтому природу называют материальным миром Вселенной. В сущности же это объект для изучения тех или иных естественных наук (биология, физика, химия, медицина). Как уже было сказано выше, мы являемся неотъемлемой частью природы и неукоснительно подчиняемся всем ее законам. Но какова же ее непосредственная роль в нашей жизни?

Роль природы в жизни людей

  • Материальная роль. И одежду, и жилье, и пищу дает нам именно природа. Если человек не вложит в нее свои «инвестиции», то и пожинать ему будет нечего. К примеру, если в конце года не вспахивать и не удобрять поле, урожая в следующем году ждать не придется. Как говорится, что посеешь, то и пожинать будешь.
  • Духовная роль. Лишь материальными ценностями роль природы в жизни людей не ограничивается. Природа обладает уникальностью, заставляющей обращать на нее внимание если не каждого человека, то хотя бы творческих личностей. Творческое отношение к природе возникает у всех народов, прививая искреннее чувство своей Родины (патриотизм), чувство собственной значимости в этом мире и т. д. К сожалению, со временем духовная роль природы в жизни людей стала размываться, утрачиваться. Произошло это с тех пор, как люди стали уделять больше внимания своему внутреннему миру, межличностным отношениям, а также преследовать цели, пагубно сказывающиеся на природе браконьерство). Все это ведет к прерыванию всяческих отношений человека с внешним миром, с природным сообществом.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Человек - продукт природы и существует во взаимосвязях со всеми природными объектами, однако для того, чтоб лучше разобраться в вопросе: каково же значение всей окружающей человека природы в его жизни мы прибегнем к тому, что разъединим их. Сразу же после этого нам станет ясно, что человек сам по себе без остальной природы существовать не сможет, т. к. природа - это прежде всего среда жизни человека . Это первая и важнейшая роль природы.

Из этой роли вытекает санитарно-гигиеническая и оздоровительная. В природе устроено так, что в случае потери здоровья человек может его восстановить, пользуясь благами природы (растениями, минеральными источниками, воздухом и пр.). Природа, кроме того, имеет всё необходимое для поддержания санитарно - гигиенических условий на должном уровне (вода для мытья жилища и умывания, фитонциды и антибиотики растений - для борьбы с возбудителями заболеваний и т. д.).

Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ. Любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются путём использования природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный оборот вовлечена масса различных природных веществ, причём запасы некоторых из них малы, а используются они очень интенсивно (медь, ртуть). В этом и заключается производственное и экономическое значения природы для человека.

Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая природу, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми использует в своих целях естественные силы и процессы.

Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Особенно важно для воспитания гуманности общение с животными; отношение к ним формирует и отношение к людям.

Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

И, подводя итог всему сказанному выше, следует отметить, что природа постоянно выступает как фактор развития и совершенствования человека .

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДЫ. ФОРМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ

В результате хозяйственной деятельности человека или непосредственного общения людей с окружающей природной средой в природе постоянно отмечаются какие-то изменения. Эти изменения носят название антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Воздействие человека на природу необходимое условие его существования. В результате этого воздействия возможно непрерывное обеспечение людей жизненными благами и воспроизводство человеческого общества.

Воздействие человека сказывается, по существу, на всех ресурсах и компонентах биосферы. В последние годы воздействие человека на окружающую среду становится соизмеримым с воздействием геологических сил и неизбежно влечёт за собой изменения в экологических системах, ландшафтах, природных комплексах.

Причинами тому являются прежде всего:

рост народонаселения;

рост масштабов производства;

рост интенсивности воздействия каждого нового поколения.

Можно выделить четыре главных направления воздействия человека на биосферу:

1. Изменения структуры земной поверхности: распашка целинных земель, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоёмов и другие изменения поверхностных вод и т.д.

2. Изменения состава биосферы, круговорота и баланса входящих в неё веществ - добыча ископаемых, создание отвалов выработанных пород, выбросы различных веществ в атмосферу и гидросферу, изменения влагооборота.

3. Изменение энергетического и, в частности, теплового баланса отдельных регионов и планеты в целом.

4. Изменения, вносимые в биоту - совокупность живых организмов; истребление некоторых организмов, создание новых пород животных и растений, перемещение организмов (акклиматизация) в новые места.

Все эти изменения, происходящие в природе под влияние деятельности человека, осуществляются чаще всего по причине действия следующих антропогенных факторов: НТР, демографический “взрыв”, накапливающийся характер некоторых процессов.

Человек сокращает территории, занимаемые естественными экосистемами. 9-12 % поверхности суши распахано, 22-25 % составляют полностью или частично окультуренные пастбища. 458 экваторов - такова протяженность дорог на планете; 24 км на каждые 100 кв. км - такова густота дорог.

Современное человечество расходует потенциальную энергию биосферы почти в 10 раз быстрее, чем происходит её накопление деятельностью организмов, связывающих энергию на Земле.

Все антропогенные изменения в природе можно разделить на две категории: преднамеренные и попутные. Примером преднамеренных преобразований можно назвать освоение земель под с/х культуры или многолетние насаждения, сооружение водохранилищ, строительство городов, промышленных предприятий и населённых пунктов, осушение болот, изменение направления течения рек и пр. Попутные изменения - это изменения газового состава атмосферы, загрязнения окружающей среды, развитие эрозионных процессов, обеднение видового состава животного мира, образование фотохимических туманов (смога), ускорение коррозии металлов и др.

Что же касается форм воздействия людей на природу, то существуют разные классификации воздействий. Мы здесь выделим только некоторые группы:

1. Прямое и косвенное воздействие. Прямое заключается, прежде всего, в использовании человеком природы для удовлетворения свих потребностей, преимущественно в пище, воде, одежде, сырье. Сюда относится охота, рыбная ловля, сбор плодов и пр. Чтобы предоставить себе косвенное воздействие достаточно вспомнить последствия осушения болот в Прибалтике; создание каскада водохранилищ на реках Волга, Днепр и других; освоение целинных земель в Казахстане; последствия ядерных испытаний и пр.

Преднамеренное и непреднамеренное.

Индивидуальное и производственное.

Вследствие нерационального природопользования в настоящее время отмечается снижение продуктивности природных экосистем, истощение минерально-сырьевых ресурсов, прогрессирующее загрязнение среды.

Однако не следует думать, что подобная ситуация существовала на протяжении всей истории развития человечества и природы Земли в целом. В историческом плане можно выделить несколько периодов взаимоотношений человеческого общества с природой. Они чётко отличаются характером этих отношений и объёмом нанесённого окружающей среде вреда.

Первый, древний, период включает палеолит, мезолит и неолит. В палеолите жили сборщики и первые охотники. В мезолите к ним добавляются рыбаки. В это же время появляются более совершенные орудия труда и приспособления для охоты из костей, камня, рога, дерева (лодки, крючки, топоры, сети, глиняная посуда). Для неолита характерно появления земледелия, скотоводства, бурения, шлифования первых домов, святилищ.

Первый период характеризуется накоплением знаний о природе, приспособлением человека к природе и значительным влиянием человека на природу. Основным источником энергии в этот период была мышечная энергия человека. Уничтожение большого количества крупных животных - основного источника питания древнего человека - привело к возникновению первого глобального экологического кризиса во всех регионах расселения людей.

Второй период - рабовладельческий строй и феодализм. В этот период интенсивно развивается земледелие, скотоводство, возникают ремёсла, расширяется строительство поселений, городов, крепостей. Своей деятельностью человек начинает наносить ощутимые удары по природе. Особенно это стало хорошо заметно после возникновения и развития химии и получения первых кислот, пороха, красок, медного купороса. Численность населения в ХV - XVII вв. уже превышала 500 млн. Этот период можно назвать периодом активного использования человеком природных ресурсов, взаимодействия с природой.

Следует отметить, что в первые два периода одним из важнейших факторов воздействия человека на природу был огонь - использование искусственных пожаров для охоты на диких животных, расширения пастбищ и пр. Выжигание растительности на значительных территориях привело к возникновению первых локальных и региональных кризисов - значительные территории Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки превратились в каменистые и песчаные пустыни.

Третий период (XVIII в. - первая половина XX в.) - время бурного развития физики, техники, изобретён паровой двигатель, электрический мотор, получена атомная энергия, стремительно растёт численность населения (около 3,5 млрд.). Это период развития локальных и региональных кризисов, противостояния природы и человеческого общества, страшных по своим экологическим последствиям мировых войн, хищнической эксплуатации всех природных ресурсов. Основными принципами развития общества в этот период были борьба с природой, её подчинение, господство над ней и уверенность в том, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Четвёртый период (последние 40 - 50 лет) характеризуется развитием второго глобального экологического кризиса, возникновением и усилением парникового эффекта, появлением озоновых дыр и кислотных дождей, супериндустриализацией, супермилитаризацией, суперхимизацией, супериспользыванием и суперзагрязнением всех геосфер. Численность людей в 1995 г. достигла более 5,6 млрд. человек. Особенностями этого периода является также возникновение и расширение общественного природоохранного движения во всех странах, активное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Так как экологический кризис экосферы планеты в этот период развивался неодинаково, то в зависимости от размеров антропогенного воздействия этот период можно разбить на три этапа.

Первый этап (1945 - 1970 гг.) характеризуется наращиванием гонки вооружений всеми развитыми странами мира, хищническим уничтожением природных ресурсов во всём мире, развитием кризисных экологических ситуаций в Северной Америке, Европе, отдельных регионах бывшего СССР.

Второй этап (1970 - 1980 гг.) отмечен бурным развитием экологического кризиса в мире (Япония, бывший СССР, Южная Америка, Азия, Африка), интенсивный рост степени загрязнения вод Мирового океана и космического пространства. Это период очень мощной химизации, максимального мирового производства пластмасс, развития глобального милитаризма, реальной угрозы глобальной катастрофы (вследствие ядерной войны) и возникновения мощного международного государственного (правительственного) и общественного движения за спасение жизни на планете.

Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется сменой отношения человека на планете к природе, всесторонним развитием экологического образования во всех странах, широким общественным движением за охрану окружающей среды, появлением и развитием альтернативных источников энергии, развитием дехимизации и ресурсосберегающих технологий, принятием новых национальных и международных законодательных актов, направленных на охрану природы. На этом этапе также началась демилитаризация во многих развитых странах.

Большую роль в разрешении проблем, связанных с устранением или смягчением негативных последствий антропогенного воздействия, призвано сыграть учение о взаимоотношении человека и природы. Его задачи: изучение воздействия человека на природу и среды на человека и общество; конструирование идеальной схемы гармоничного развития биогеоценотического покрова; конструирование идеальной схемы гармоничного развития природы и экономики единых географических систем; разработка генеральной схемы оптимального развития экономики региона, сопровождающегося оптимизацией биогеоценотического покрова.