Проект природа и рукотворный мир. Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей. Природа и рукотворный мир
Окружающий всех нас мир необыкновенен и уникален . Деревья , горы , поля , животные — это всё природа .Она существовала ещё до появления людей , с образования планеты Земля . С появлением человека начал развиваться рукотворный мир . Его объекты — это дело рук человека .
Природа — это всё , что вокруг нас , но не сделано человеком . Все природные объекты мы можем подразделить на две группы : первые относятся к живой природе , а вторые — к неживой .
На картинке представлены объекты живой и неживой природы . Всё , что относится к живой природе , может расти , дышать и умирать (примеры : лиса , дерево , мальчик ). Объекты неживой природы не обладают этими качествами (камень , туча , ветер и т . д .).
Но живая и неживая природа не существуют отдельно , они связаны друг с другом . Не было бы воды и солнца , у нас бы не росли деревья , цветы , овощи и фрукты . Отсутствие растений вызвало бы гибель травоядных животных (коров , коз , верблюдов ). Поэтому , неживая природа помогает жить и существовать живой природе .
В видео представлено ещё больше предметов живой и неживой природы.
Объекты природы, фото
Объектами природы могут быть:
- Животные: белка на рисунке относится к живой природе.
- Растения: ромашка — это часть живой природы.
- Планеты: Земля, также, как и другие планеты — объект неживой природы.
Примеры рукотворного мира
Всё, что создал человек, называют рукотворным миром . Рукотворный мир начал появляться в тот момент, когда древний человек изобрел свое первое орудие труда.
Всё, что делалось человеком, имело конкретную цель:
- Одежда — человек придумал её очень давно, чтобы не мёрзнуть.
- Убежище (дом) — защита от диких животных, врагов.
- Дорога — строились для удобного, безопасного и быстрого перемещения из одного пункта в другой.
- Газеты и журналы — печатались с целью сообщить людям какую-либо важную информацию.
- Телефон — для связи с теми, кто далеко.
Объекты рукотворного мира, фото
- Дом, гараж и другие здания сделаны построены человеком, а не природой.
- Дорогу делали люди. Кстати, машины, проезжающие по ней также являются объектами рукотворного мира.
- Игрушки, конструкторы, мячики и другие предметы для развлечений тоже предметы, созданные людьми, а не природой.
Пара природа и рукотворный мир примеры
В природе можно находить объекты, которые похожи на предметы рукотворного мира по каким-либо признакам: по форме, размеру, цвету, назначению и т. д. Каждый способен увидеть сходство по-своему.
Приведём примеры пар природы и рукотворного мира:
- колокольчик — цветок на поляне (природа) - колокол в церкви (рукотворный мир). Названия схожи, да и внешне есть общие черты.
- бабочка капустница - бабочка на костюме мальчика. Название предметов совпадают, и внешне они похожи.
- Солнце на небе - лампочка на потолке. И первый, и второй объект светятся.
- ежик — животное - гребешок для волос. Этими объектами можно уколоться.
- Марс (планета) - игрушечный мячик. Предметы имеют форму шара.
- голубь с крыльями - самолет. И птица, и самолет умеют летать, у них есть крылья.
- снежинка - салфетка кружевная. Эти предметы состоят из узоров.
- паутина - сеть для ловли рыбы. В обоих предметах можно запутаться.
Природа и рукотворный мир тест 2 класс
- Выберите правильно утверждение:
а) Природа — это всё, что нас окружает
б) Природа — это всё, что построил человек
в) Природа — это то, что нас окружает, но не сделано человеком - Что из написанного сделал человек своими руками?
а) Солнце
б) стул
в) птицу - Что из этого человек не сделал?
а) автобус
б) книгу
в) цветок - Найдите соответствие (стрелочками укажите, к чему относится каждый объект из правого столбика).
5. В каждой строчке найдите лишнее слово и выпишете его (всего получится 3 ответа):
портфель, конфета, гриб, сапог
гора, сосна, река, звезда
петух, град, мальчик Миша, подсолнух
Ответы к тесту: 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — природа: медведь, шишка на дереве, воробей; рукотворный мир: платье, поезд, мороженое; 5 — гриб (так как это объект природы, остальное — рукотворный мир), сосна (это объект живой природы, остальное — объекты неживой), град (это объект неживой природы, остальные — живая).
Рисунки пара природа и рукотворный мир
Компьютерная мышка и живой мышонок . У объектов не только одинаковое название, но и можно отметить внешнее сходство. Но одна мышка — предмет, созданный человеком для работы на компьютере, а вторая — создана природой.
Яйцо из шоколада (Киндер) и куриное яйцо. Одно яйцо производилось кондитерами на фабрике, а второе произвела курица, то есть объект живой природы.
Осенний листок с дерева и лист бумаги. Листья на дереве появляются без вмешательства человека, создаются природой. А вот лист бумаги — это предмет, полученный на заводе. Причем изначально бумага была деревом — объектом живого мира, но после переработки стала предметом человеческого труда.
Маленький щенок и игрушка-собака. Оба предмета — животные, но одно — живое и является объектом природы, а другое — неживое и придумано человеком.
Видео урок природа и рукотворный мир
Природа и рукотворный мир таблица, с пояснениями
Выше были рассмотрены пары природы и рукотворного мира по внешним признакам. А сейчас попробуем найти пары по признаку действия. Ведь может плавать может не только рыба (объект природы), но и яхта (предмет, созданный человеком). В таблице представлено по два примера, их может быть много.
Признак |
Мир природы |
Рукотворный мир |
Солнце
— не создано человеком, появилось самостоятельно задолго до зарождения человечества;
светлячок — насекомое, которое светит по ночам |
фонарик
— создал человек, чтобы ориентироваться в темноте;
лампа — изобретение для освещения помещения |
|
град
— природное явление происходит без участия рук человека;
гром — слышен при столкновении туч |
погремушка
— человек изобрел для малышей;
будильник — люди изобрели, чтобы не опаздывать в школу или на работу |
|
снег
, когда светит солнце (появляется без участия человека);
роса на траве |
сережка
— украшение создаёт ювелир;
монетка — люди создали деньги, чтобы приобретать нужные товары |
|
лягу
шка
— создала природа, плавает в пруду и на болоте;
акула — хищное животное, обитающее в морях |
кораблик
из бумаги — их делают мальчишки для игр в моряков;
лодка — небольшое судно |
|
гепард
— это самое быстрое животное;
кошка — домашнее животное |
герой компьютерной игры
— игру создаёт человек, значит, её герои — это объекты рукотворного мира;
робот — человек создаёт роботов, которые умеют бегать |
|
синица
—
птица с желтым брюхом — объект живой природы;
оторвавшийся листок с дерева — какое-то время он летит |
воздушный гелевый шар
— создан человеком и используется как украшение для праздников;
самолёт — придуман для быстрого перемещения |
Итак, всё окружающее можно разделить на мир природы и рукотворный мир. Главное отличие состоит в том, что природа — это то, что не создавал человек, она появилась сама. А рукотворный мир создавался человеком с определёнными целями. Причем мир природы появился ещё задолго до возникновения людей. И сам человек относится к природе.
Где мы живём?
ГБОУ гимназия 45 имени Л.И. Мильграма
Город Москва
окружающий мир
природа
рукотворный мир
Природа – это то, что нас окружает, но НЕ создано
человеком.
Солнце, воздух, вода, растения, животные – это всё объекты природы.
Рукотворный мир – это то, что нас окружает создано людьми . Разнообразные вещи, транспорт, здания – это объекты рукотворного мира.
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в пруду отражения крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.
Подумайте и расскажите, каким должно быть
отношение человека к себе, к другим людям,
к природе, к рукотворному миру.
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полёте…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву
на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши
души сохраним,
Тогда мы на земле
УМК «Школа России» Урок №3 Природа и рукотворный мир автор Заказчикова Ирина Валентиновна
Заказчикоа Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 45 им. Л.И. Мильграма
г. Москва
Учебный предмет : окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс : 2 класс
Тема урока: Природа и рукотворный мир
Тип урока : комбинированный
Цель урока : уточнить представления учащихся о характерных особенностях природы и рукотворного мира.
Задачи урока :
систематизировать представление учащихся об окружающем мире;
развивать умения сравнивать объекты природы и предметы рукотворного мира и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;
формировать у учащихся бережное отношение к природе и объектам, созданным другими людьми.
Планируемые достижения учащихся :
Предметные результаты :
знать, что такое природа и рукотворный мир (давать определение);
иметь представление об объектах природы и предметах рукотворного мира, называть их отличительные признаки, приводить примеры;
сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям объекты природы и предметы рукотворного мира;
использовать слова, несущие этический смысл, для характеристики отношения к окружающему миру. Метапредметные результаты :
Регулятивные :
принимать и сохранять целевые установки урока;
использовать знако-символические средства (шаблоны геометрических фигур) при выполнении задания в рабочей тетради;
заполнять таблицу в рабочей тетради;
взаимодействовать в паре при выполнении учебных задач, осуществлять взаимопроверку;
следовать правилу в дидактической игре.
Познавательные :
ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;
развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;
Коммуникативные :
доносить свою позицию, слушать и слышать партнера;
излагать свою точку зрения и анализировать её;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;
грамотно строить речевые высказывания.
Личностные результаты :
понимать необходимости приобретения новых знаний;
оценивать отношение других людей и своё собственное к окружающему миру;
осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.
Оборудование урока :
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
Дополнительная литература : Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть, Плешаков А.А, Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, геометрические фигуры, фишки с цифрами 1 и 2.
Придумано кем-тоПросто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Поприветствовали друг друга и выскажите пожелание на урок своему соседу по парте.
Приветствуют друг друга и высказывают пожелания на урок своему соседу по парте.
Проверка домашнего задания
Что интересного вы узнали о своём доме?
Обсуждаются результаты выполнения задания №3 стр. 10 в рабочей тетради.
Учащиеся демонстрируют фотографии и рисунки, зачитывают рассказы. Задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников. Дают оценочное суждение о своей работе, была ли она интересной для них и для взрослых.
Мотивация и целеполагание
У вас на партах лежат конверты. Достаньте геометрические фигуры. Назовите их. Составьте из них пары.
Используя эти фигуры в рабочей тетради на стр. 14 задание №2 закройте парные картинки. Последнюю пару составьте самостоятельно, соблюдая предложенную закономерность.
(первый и последний абзац)
Обсуждают и договариваются как будут заполнять таблицу.
Учащиеся оценивают отношение людей к окружающему миру. Сделанные детьми выводы выносятся на общее обсуждение класса. Дети высказываются и обосновывают свою точку зрения.
Учащиеся высказываются.
Примеры учеников.
Выводы и обобщение
Что нового узнали? Чему научились?
Выводы по уроку сопоставляются с выводом в учебнике стр. 17.
Учащиеся формулируют выводы из изученного материала,
Контроль и оценка достижений
Контрольный блок вопросов в учебнике стр.17.
Учащиеся отвечают на итоговые вопросы.
Учебник стр. 14 – 17; рабочая тетрадь стр. 15 задания № 4 и № 5.
Под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.
Цели : формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (можно видеофрагменты, картинки, фотографии); у учащихся — цветные фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Что вы знаете о своем городе или селе?
— Назовите свой адрес.
— На какой улице стоит ваш дом?
— Кто узнал, сколько лет вашему дому?
— Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?
(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы (тесты 2, 3, с. 7-8).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)
— Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы вы разделили бы данные предметы? (То, что есть в природе, и то, что сделано человеком.)
— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Природа и рукотворный мир.)
— Какие учебные задачи поставим пред собой? (Узнать, что относится к природе, а что — к рукотворному миру.)
— Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится. (Ответы детей.)
Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой — камни, воду, воздух и др. Часть окружающих нас предметов создал сам человек — это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся машины, одежда, посуда, мебель, здания и т. д.
— Рассмотрите фотографии на с. 14—15. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то, что создано человеком, — желтыми. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
— Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (То, что создано руками человека.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
— Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой — рукотворного мира (по очереди). Кто больше слов назовет. Затем поменяйтесь.
— Заполните таблицу.
V. Физкультминутка
Игра «Природа — не природа»
(Учитель называет предмет или показывает рисунок с его изображением. Если предмет относится к природе, дети хлопают, если создан человеком — топают.)
VI. Продолжение работы по теме урока
(Учитель показывает презентации «Виды природы», «Творения человека». Если нет презентаций, можно показать видеофрагменты, фотографии или картинки.)
— Какие чувства вызывает у вас увиденное? (Восхищения, удивления природой, гордости за человека.)
А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте, к окружающему миру.
(Класс делится на группы.)
— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и другим людям, к природе, рукотворному миру.
— Ответьте на вопросы к рисункам.
(Обсуждение в группах. Затем каждая группа отвечает на один вопрос.)
— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Ответы детей.)
— Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 17, в рамке).)
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Прочитайте еще раз задачи урока. Проверьте, все ли мы выполнили.
Домашнее задание
2. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 5).
Тема урока: Природа и рукотворный мир
Цель: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира, развивать внимание, память, сообразительность, воспитывать бережное отношение к природе.
Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают, что такое природа, научатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира; смогут обсудить то, каким должно быть отношение людей к окружающему миру.
Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, Москва, Просвещение 2015 г., рабочая тетрадь для 2 класса А.А. Плешаков «Окружающий мир»карточки для проверки д.з, картинки с изображениями предметов природы и сделанных руками человека; презентация.
План урока.
Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности
Усвоение новых знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание.
1. Актуализация знаний
На парте карточки, на которых написаны характеристики: многоэтажные дома, заводы, фабрики, вокруг много лесов, подвал в доме, много видов транспорта, просёлочные дороги, чистый воздух, много кинотеатров и театров, в доме живет много семей, есть земельный участок.
Распределите карточки на две группы: жизнь в городе- жизнь в селе.
Чем город отличается от села?
Какие плюсы и минусы жизни в городе и селе вы можете назвать?
(должна получиться картинка дома городского или сельского)
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель читает стихи.
Всё – от старой сосны у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось.
И котенок Васька небось?
Даже муха – вот это да!-
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
Я люблю на озере тишь
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.
О чем говорилось в стихотворении?
Попробуйте предположить, о чем пойдет речь у нас на уроке?
Что хотелось бы узнать?
На странице 14 учебника прочитайте, чему мы будем учиться.
3. Усвоение новых знаний.
С нами по страницам учебника путешествуют Серёжа и Кеша. Они очень наблюдательные, часто бывают на природе и делают красивые снимки. Откройте учебники, страницы 14-15. Рассмотрите фотографии. Какие предметы вы видите? Всё это существовало много столетий и будет существовать независимо от человека. Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир некоторые изменения. Что сделал человек?
Найдите эти предметы на фотографиях. Почему парусник, паровоз, воздушный шар не относятся к природе?
На какие группы можно разделить эти предметы?
Вывод на странице 15
На доске прикреплены картинки, на какие группы их можно разделить?
Докажите, почему плодовые деревья и домашние животные не рукотворный мир.
Работа в рабочих тетрадях на странице 5. Зеленым карандашом подчеркнуть названия предметов, которые относятся к природе, красным – сделано руками человека.
Физкультминутка
Кто все сделал, встает. Немного поиграем, я называю предмет, если он относится к рукотворному миру – топаем, если к природе – хлопаем.
(тетрадь, кошка, яблоко, ручка, дом, груша, компьютер, трактор, корова, спутник, планета, человек, утюг, горы, камень, брюки, книга)
Работа в рабочей тетради
Подбор предметов, которые светят, гремят, блестят, плавают, летают.
Занести в таблицу на странице 6 тетради задание 3.
Задание на доске.Найти лишнее .
Откройте учебник на страницах 16-17. Прочитайте задание страница 16.
Рассуждаем о нашем отношении к увиденному. Сделайте вывод.
Чтение стихов
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полете…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся.
4. Рефлексия
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Смогли мы научиться тому, что запланировали? Какие сделали выводы? Сравните их с выводами Мудрой черепахи. В заключение послушаем песню «Не дразните собак»
5.Домашнее задание
Рабочая тетрадь страница 6, задание 4.
Использованные ресурсы
Список литературы
1. Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова «Школа России», Издательство «ВАКО», 2013 г.
2. Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», издательство «Экзамен», Москва, 2012 г.